Сахарный диабет от Коки и Пепси
Исследования Гарвардской
школы здравоохранения квалифицированы заинтересованными сторонами как
"провокационные голословные утверждения"
Оригинал этого материала
© "Известия", 31.08.2004, "Сахарный диабет от Кока-колы"
Мэлор Струа, Миннеаполис
Производителям
кока-колы и пепси-колы нанесен сильный удар. В только что вышедшем
номере "Журнала Американской медицинской ассоциации" опубликованы итоги
восьмилетнего исследования влияния сладких безалкогольных напитков на
здоровье человека. Исследование проводилось специалистами Гарвардской
школы здравоохранения.
В течение восьми лет
они наблюдали за 52 тысячами медицинских сестер, потреблявших эти
напитки. Исследование показало, что употребление сладких безалкогольных
напитков (СБН) не только способствует ожирению, но и является причиной
национальной эпидемии диабета второго типа. Такой диагноз поставлен
почти 17 миллионам американцев - 90,9% всех болеющих диабетом в США.
Исследователи
сравнивали состояние здоровья медицинских сестер, которые пили не более
одной стандартной банки или бутылки СБН в месяц, со здоровьем тех
медсестер, которые потребляли одну или больше ежедневно. Во второй
группе заболевших диабетом было достоверно больше. Производители
сладких газировок, и в первую очередь компании "Кока-кола" и
"Пепси-кола", сразу же ополчились на гарвардское исследование.
Американская ассоциация напитков заявила: "Просто необъяснимо, почему
авторы исследования взяли на прицел исключительно СБН". Вице-президент
ассоциации Ричард Адамсон сослался на то, что ни СБН, ни потребление
сахара не упоминаются в качестве причины диабета ни Национальным
институтом здоровья, ни Американской ассоциацией по диабету.
Итоги
гарвардского исследования Адамсон квалифицировал как "провокационные
голословные утверждения". Но "провокационные голословные утверждения"
подтверждаются неоспоримым фактом: потребление газировок -
высококалорийных, но лишенных каких-либо важных питательных элементов -
является одной из основных причин того, что Америка толстеет. (Другие
причины - "автомобильная культура", то есть недостаток физической
активности и питание в системах фаст-фуд). Исследователи напоминают, что
одна банка кока-колы или пепси (0,33 л) содержит 140-150 килокалорий,
что эквивалентно 10 чайным ложкам сахара. Средний американец выпивает в
год 52,3 галлона - около 198,7 литра - газировки. Легко подсчитать,
какое количество сахара в них содержится. Для сравнения: тот же средний
янки пьет в год 20,3 галлона (77,1 л) молока и 16,6 галлона (63 л)
бутилированной питьевой воды. Производители сладких напитков еще
задолго до публикации доклада об итогах исследования, пытаясь ослабить
критику в свой адрес, стали выпускать питьевую воду, апельсиновый сок.
Но
изменить привычки американцев не так просто. Выводы гарвардского
исследования совпадают с данными о риске заболевания диабетом по всем
категориям населения: те, кто страдает ожирением, и те, кто не страдает;
те, кто ведет активный образ жизни, и те, кто предпочитает отдыхать
лежа на диване; те, кто потребляет большое количество жирной пищи, и те,
кто соблюдает принципы здорового питания.
На
большом статистическом материале оно показывает, что для женщин,
ежедневно пьющих сладкую газировку, риск заболеть диабетом второго типа
на 83% больше, чем для тех, кто ее не употребляет. Ричард Адамсон,
пытаясь отвести критику от производителей, утверждает также, что
активными потребителями газированных напитков являются те, кто любит
много поесть, курит и вообще ведет нездоровый образ жизни, то есть СБН
повинны лишь в сочетании с другими вредными факторами, а не сами по
себе. Но авторы гарвардского исследования отнюдь не утаивали тот факт,
что "потребители СБН предпочитают малоактивный образ жизни, курят,
поглощают больше жиров и меньше белков" и т.д. Именно поэтому они
анализировали "вклад" каждой составляющей их образа жизни, включая также
потребление кофеина, чипсов, мяса, сладостей, овощей и фруктов.
Результаты оказались теми же: сладкая газировка - самый значимый фактор
риска развития диабета второго типа среди американок.
Теги:
Кола